ФИО педагога- наставника: Жунусов Ж.З.
Тема: «Наставничество, как форма работы
с молодым педагогом»
План выступления:
Говоря о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога-мастера.
Основной целью наставничества является оказание помощи молодому педагогу в освоении профессии и скорейшем овладении в полном объеме трудовыми обязанностями за счет ознакомления с существующими в учреждении методами и приемами труда, передачи наставниками личного опыта.
Основные задачи:
- Адаптация молодых педагогов к условиям осуществления трудовой деятельности;
- Создание условий для становления квалифицированного и компетентного работника;
- Оказание моральной и психологической поддержки молодым специалистам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога.
На Адаптационном этапе идет определение обязанностей и полномочий молодого педагога; выявление недостатков в его умениях и навыках; идет разработка программы адаптации.
Наставник проводит диагностику подопечного, определяя актуальный объем знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества, разъясняет педагогу его права и обязанности. Планирование работы осуществляется согласно личным особенностям, творческому потенциалу, образованию молодого педагога.
На Основном этапе идет реализация программы адаптации; корректировка профессиональных умений молодого педагога; построение его собственной программы самосовершенствования.
Опытный Педагог-мастер разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому специалисту материалы для приобретения знаний. Идет разработка индивидуального плана на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы.
Следующий этап - Контрольно-оценочный, на котором наставник проверяет эффективность работы с молодым специалистом, анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочеты, ставит задачи по их устранению, определяет уровень готовности молодого педагога к самостоятельному выполнению своих функциональных обязанностей. Опытный педагог коллега высказывает конструктивную критику, делает дельные замечания, указывает на ошибки и неточности в работе, контролирует работу подопечного.
Прогнозируемый результат:
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
-участие в работе МО;
Работа с молодыми специалистами строилась согласно «Плану работы учителя – наставника с молодым специалистом» и велась по следующим направлениям деятельности:
- ведение школьной документации;
-организация учебно-воспитательного процесса;
-методическое сопровождение молодого учителя;
- работа по самообразованию;
- психологические основы адаптации молодого специалиста.
В течение учебного года молодому специалисту оказывалась помощь администрацией школы и педагогом- наставником в вопросах совершенствования теоретических и практических знаний, повышения профессионального мастерства.
С целью оказания помощи проводились консультации и беседы по следующим вопросам: ведение школьной документации (работа с электронными журналами, составление календарно-тематического планирования и поурочных планов, самоанализ урока, методические требования к современному уроку, целеполагание на уроке и др.; посещались уроки у молодого специалиста .
В ходе посещения уроков и часов общения выявлена проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в соблюдении ими дисциплины. Не всегда умеет молодой специалист осуществить индивидуальный подход в работе с учетом возрастных особенностей учащихся и рационально использовать время на уроке, осуществляя смену видов деятельности.
Совместно с молодым специалистом проводился анализ проведенного им урока, давались методические рекомендации по правильности составления поурочного плана и умения достичь цели, поставленной на урок .Была оказана помощь в корректировке календарно-тематического планирования.
Было организовано взаимопосещение уроков молодого специалиста у учителя –наставника. Все это способствовало повышению профессионализма , овладению методами обучения и различными приемами работы.
Молодой специалист Ұғылан К. М. тщательно готовится к урокам, используя современные приёмы и методы работы. Совместно с учителем - наставником она следит за новинками методической литературы по предмету, пользуется Интернет- ресурсами для качественной подготовки к урокам.
Как результат кропотливой работы молодого специалиста качество знаний по предмету казахский язык и литература составляет 70 % в преподаваемых ею классах.
Вывод.
Период адаптации молодого специалиста проходит успешно. Молодому специалисту оказывается помощь администрацией школы и педагогом-наставником в вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства.
Руководитель МО / педагог- исследователь: Жунусов Ж.З.